С 25 февраля 2025 года в России стартовал экспериментальный проект по внедрению системы маркировки автозапчастей. Испытательный период продлится до 28 февраля 2026 года, в течение которого участники рынка и государственные структуры протестируют систему и выработают оптимальные механизмы её функционирования.
Какие запчасти подлежат маркировке?
Согласно постановлению правительства, с 25 февраля 2025 года обязательной маркировке подлежат следующие категории автокомпонентов:
- двигатели внутреннего сгорания;
- коробки передач и их основные узлы;
- элементы тормозной системы;
- детали подвески и рулевого управления;
- оптика и электрическое оборудование.
Перечень может дополняться в ходе эксперимента в зависимости от его результатов.
Кто участвует в тестировании?
В эксперименте принимают участие как представители бизнеса, так и государственные органы. Среди них:
- производители и импортеры автозапчастей;
- оптовые и розничные продавцы;
- кредитные организации;
- Министерство промышленности и торговли, ФНС, ФТС, Роспотребнадзор;
- операторы электронного документооборота и фискальных данных.
Участие в эксперименте является добровольным, а коды маркировки предоставляются бесплатно.
График проведения эксперимента
Для успешной реализации проекта разработан детальный план:
- до 25 марта 2025 года оператор маркировки подготовит технические требования;
- до 16 апреля 2025 года Минпромторг утвердит регламент работы системы;
- до 30 апреля 2025 года будет согласован график тестирования;
- до 1 июля 2025 года все участники должны наладить интеграцию с системой маркировки;
- 1 октября 2025 года представят первые результаты тестирования;
- 1 февраля 2026 года будет опубликован итоговый отчет.
Цели эксперимента
Основные задачи, которые ставятся перед системой маркировки:
- разработка единого формата данных для идентификации каждой автозапчасти;
- проверка технологии нанесения маркировки на детали;
- анализ эффективности системы в борьбе с незаконным оборотом запчастей;
- создание механизма взаимодействия между участниками рынка и госорганами;
- наполнение базы данных национального каталога маркированных товаров.
Эксперимент позволит не только протестировать механизм маркировки, но и выявить потенциальные проблемы и пути их решения перед возможным введением системы на постоянной основе.