Этапы внедрения маркировки шин (покрышек)
Первое, что необходимо учитывать участникам товарооборота – с 01.03.2021 г. на всей территории России стало запрещено торговать немаркированными шинами (покрышками), включенными в список Постановлением Правительства РФ №1958. Теперь любые товарные остатки, которые были «пропущены» в процессе перехода на новый формат работы придется утилизировать, чтобы за них не оштрафовали, как того требует ст. 15.12 КоАП РФ.
Основные этапы внедрения имели следующие сроки:
1) 01.11.2020 г. – начал действовать запрет выпуска продукции без обязательной маркировки. Первоначально нормативы коснулись производителей и импортеров шин (покрышек), как первоисточник появления товара на российском рынке. С указанной даты в России стали выпускать только маркированную продукцию данной категории. И соответственно ввозить из других стран.
Распространяется требование и на других участников товарооборота. Они обязаны закупать продукцию только у тех производителей и импортеров, кто маркирует шины (покрышки) в соответствии с действующим законодательством. Это необходимая мера, потому что с той же даты все продавцы, оптовые или розничные, получили обязанность передавать данные о движении товаров в информационную систему «Честный ЗНАК».
Последнее означает и то, что каждое рабочее место должно быть оснащено оборудованием для считывания кодов Data Matrix, по необходимости для их распечатки. Важно и обновить программное обеспечение – учетные базы на компьютерах, прошивки кассовых аппаратов, чтобы они поддерживали актуальный формат цифрового кода. Стоит уточнить, включена ли поддержка маркировки у оператора ОФД.
Касаемо розничных сетей эта дата стала крайней, когда магазины должны были завершить маркировку товарных остатков. До наступления даты 01.11.2020 г. допускалось хранение немаркированного товара без привлечения к ответственности владельца груза, складского помещения. Но торговать такими шинами (покрышками) все равно было нельзя, т.к. сроки подошли к моменту, когда в продажу можно выставлять только маркированную продукцию.
2) 15.12.2020 г. – запретили оборот и даже вывод из оборота (списание, реализация) шин и/или покрышек без соответствующей маркировки. С этой даты бизнес потерял возможности на продажу старых партий товара, выпущенных еще до перехода на новый формат торговли. Правило имеет отношение и к сотрудничеству в формате B2B, и к розничному сегменту. Перед передачей другому контрагенту шины необходимо сначала маркировать.
Исключение составляли те товары, которые были заказаны до 01.11.2020 г., но по каким-то причинам были доставлены позже. Его допускалось маркировать до 15.12.2020 г., но после этой даты оборот все равно запретили. На исправление ситуации предоставили пару недель, теперь импорт немаркированных шин (покрышек) запрещен полностью независимо от даты заказа-поступления в Россию.
3) 01.03.2021 г. – последний шаг внедрения системы маркировки шин (покрышек) включает требование ко всем участникам товарооборота передавать информацию о любых действиях с продукцией (перепродажа, списание, розничная реализация и пр.). Эта дата ознаменовала момент, когда на легальном рынке исчезли шины без маркировки. И покупателям теперь не надо беспокоиться, оригинальный товар они приобрели или нет.
Оборудование для работы с маркировкой
Предприятиям, участвующим в товарообороте маркированной продукции, необходимо внедрять специализированное оборудование и программы, поддерживающие данный формат работы. Так, для печати маркеров используют принтеры этикеток, поддерживающих нанесение на клеящуюся бумагу информации о товаре, включая его цену, наименование, индивидуальную маркировку и пр. Модель выбирают исходя из требуемой производительности, ширины ленты, способа печати.
На рабочих местах у оптовиков (дистрибьюторов) и в розничных магазинах обязательны сканеры, поддерживающие работу с 2D штрих-кодами формата Data Matrix. Тип непринципиален. Исходя из удобства приобретают проводные, беспроводные модели или терминалы сбора данных. Последние полностью автономны – в начале рабочего дня в них загружают обновленный каталог и отгружают, проводят инвентаризацию без участия компьютера.
Обязательная онлайн-касса с поддержкой актуального формата маркировки. Законодательство РФ требует отражения кода товара в кассовом чеке, который печатается после фискализации продажи. Поэтому старые аппараты без поддержки новой функции придется модернизировать или менять на другие. Список поддерживаемых моделей представлен на официальном сайте ИФНС. Если она есть в перечне, достаточно обновить прошивку, в противном случае придется покупать новый.