Маркировка товара у производителя (импортера)
На производстве достаточно иметь оборудование для печати кодов маркировки на этикетках и/или упаковке (зависит от выпускаемой продукции). Техническое оснащение выбирают исходя из ряда критериев: ширина ленты, производительность в сутки/месяц, долговечность распечатанного кода (как быстро выцветает и т.д.). Также понадобится обновить программное обеспечение учетной базы, которую на предприятии используют для регистрации товарооборота.
Процесс маркировки:
- Производитель заказывает коды маркировки в системе «Честный ЗНАК»;
- Полученные маркеры распечатывают на этикетках и последние наклеивают на упаковку;
- Информация о вводе кодов в оборот передается в «Честный ЗНАК».
То же относится к импортерам. Единственная их разница с производителем – они не обязаны сами маркировать товар. После заказа кодов организация-импортер вправе самостоятельно распечатать этикетки и передать их дистрибьютору. Или передать их в электронном виде, чтобы посредник сам организовал маркировку перед началом оформления таможенных процедур. Отчитываться о вводе в эксплуатацию кодов в любом случае будет импортер.
Работа с маркировкой у дистрибьюторов
Оптовикам в большинстве случаев достаточно иметь регистрацию в электронных сервисах ЭДО, Честный ЗНАК и пр. Это дает возможность получать и отправлять документы УПД, универсальные передаточные документы, включающие перечень введенных в оборот кодов. При сканировании отгружаемой продукции в программе фиксируется определенное количество маркеров. Они станут основанием для автоматического формирования УПД.
После подписания документа электронной подписью руководителя предприятия осуществляется отправка контрагенту, которому отгружена партия товара. Оператор ЭДО отправит информацию о транзакции в сервис «Честный ЗНАК» самостоятельно. При подтверждении приемки в базе будет изменен владелец товаров с конкретными маркировочными кодами. Оптовику понадобятся сканеры для считывания штрих-кодов, переводящих их в электронный вид (с передачей в учетную базу).
Как происходит приемка маркированных товаров
Принимающей УПД стороне требуется иметь регистрацию в системе маркировки как ее участника и в сервисе электронного документооборота. Посредникам в товарообороте этого достаточно, т.к. им нет необходимости маркировать товары (заказывать, распечатывать коды, вводить их в оборот). Главное, иметь оборудование для сканирования этикеток с Data Matrix, программное обеспечение, поддерживающее работу с марками.
Процедура взаимодействия выглядит так: контрагент получает электронный УПД через ЭДО. Перед подписанием документа проводится проверка соответствия фактически нанесенным этикеткам (на товаре, упаковке, общей таре). Если все ОК, можно подписывать приемку при помощи ЭЦП. Если обнаружены расхождения, оформляют универсальный корректировочный документ (УКД) – либо самостоятельно, либо запрашивают у поставщика.
Реализация маркированных фотоаппаратов в розницу
На розничных продавцов возложена функция списания кодов из оборота. Приемку товара розница осуществляет по выше описанной схеме – получение УПД, сверка с фактическими марками. После мониторинга либо подтверждение с подписанием ЭЦП, либо возврат-корректировка. При продаже конечному потребителю розничный продавец использует «дополнительное» оборудование. Сканер лишь вносит в базу информацию о продаваемом товаре.
Кассовое программное обеспечение формирует чек, включающий информацию о маркировке. При фискализации продажи она, помимо распечатки на бумаге, передает ее оператору ОФД вместе с номенклатурой, количеством и ценой. Далее система автоматически передает списанные коды в базу сервиса маркировки. Как для покупателя, так и для кассира особо ничего не изменилось – при продаже сканируют коды, принимают деньги, отбивают чек.