Подготовка розницы к работе с сервисом «Честный ЗНАК»
Процедура занимает несколько шагов:
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Она пригодится на всех этапах взаимодействия с оператором маркировки. С 01.01.2022 г. руководители юр. лиц, ИП, нотариусы могут получить их бесплатно в местном отделении ИФНС.
- Подключиться к системе ЭДО. Это необходимо сделать до момента регистрации в системе маркировки, т.к. там будут запрашивать наименование оператора ЭДО. Их список доступен на официальном сайте налоговой службы. Также есть возможность подключиться к ЭДО Лайт, бесплатному варианту от «Честного ЗНАКа» (есть ограничение в 1000 транзакций в год).
- Зарегистрироваться на сайте «Честный ЗНАК». Зайдите на сайт честныйзнак.рф, далее в раздел регистрации и внесите запрашиваемые сведения.
Остается при помощи УКЭП подписать договор с оператором ГИС МТ. В нем указывают систему мониторинга, к которой будет подключен клиент, товарную группу для выпуска кодов маркировки. Им же оговаривается предоставление устройств регистрации эмиссии. После подписания можно начинать деятельность в соответствии с действующим законодательством. При расширении списка торгуемой продукции достаточно добавить ее в существующем аккаунте:
- Выбрать вкладку с новой категорией товаров;
- Подписать договор при помощи УКЭП;
- Появится новый лицевой счет.
Отдельным шагом считают внедрение оборудования для работы с маркированными товарами – склад, касса, иные промежуточные операции. Важно обеспечить теми же сканерами штрих-кодов каждое рабочее место, чтобы избежать обработки документации без учета маркировки. Это рано или поздно приведет к крупным штрафам для организации и/или должностных лиц. Тем более, на обучение уходит минимум времени.
Сотруднику достаточно освоить:
- Процесс сверки продукции с электронными накладками;
- Приемку-составление УПД, создание УКД;
- Использование подписи УКЭП.
Также понадобятся навыки сканирования кодов, проверки признака маркировки в кассовом чеке, отслеживания отправки чека в ОФД (путем мониторинга статуса транзакций в кассовой программе). Если возникают затруднения, стоит обратиться к команде специалистов, способных помочь с нуля:
- Зарегистрироваться в сервисе «Честный ЗНАК»;
- Промаркировать оставшуюся продукции;
- Выпустить и установить ПО для поддержки ЭЦП;
- Подключиться к сервису электронного документооборота;
- Заключить дополнительное соглашение с ОФД;
- Подключить оборудование и настроить его «под ключ».
Также будет возможность обучить персонал, получать консультации по техническим вопросам, как по ранее оставленным заявкам, так и в режиме реального времени.
Оборудование, необходимое для работы с маркировкой
Онлайн-касса
Кассовый аппарат должен поддерживать формат фискальных документов ФФД 1.2. Он включает тег 1163 «код товара», отражающий используемую маркировку. Также необходима поддержка новой модели фискального накопителя ФН-1.1М. Если только запланировано открытие бизнеса, рекомендуется на официальном сайте ИФНС изучить актуальный перечень ККТ, поддерживающих нужные режимы.
Там же можно изучить «свежий» реестр ФН. Срок перевода оборудования на новый формат, изначально назначенный на 01.02.2022 г., изменен согласно Письму ФНС №АБ-4-20/1054 от 31.01.2022 г. Отдельно затронут вопрос владельцев ранее приобретенных онлайн-касс:
- ККТ куплен до 01.08.2021 г., установленный фискальный накопитель не поддерживает ФФД 1.2 – допускается работа со старым ФН до окончания срока его действия. Затем требуется проверить модель аппарата по реестру и, если она там присутствует, обновить программное обеспечение, заново зарегистрировать кассу. Если ККТ не включен в перечень, то остается приобрести новый.
- ККТ куплен до 01.02.2022 г., сам аппарат и фискальный накопитель поддерживают работу в формате ФФД 1.2. Необходимо перевести оборудование на новый формат не позднее 3-х месяцев с момента внесения аппарата в реестр ККТ.
- ККТ куплен 01.02.2022 или позже. Ничего дорабатывать не требуется, можно использовать аппарат сразу после регистрации в ФНС.
Сканер штрих-кодов
Рабочее место обязательно оснащают сканером, способным считывать коды формата Data Matrix. Какую именно модель приобретать, проводную или беспроводную, принципиальной разницы нет. Важно учитывать, что встречаются случаи несовместимости оборудования разных брендов. Чтобы избежать проблем, желательно поручить внедрение команде специалистов с профильным опытом. Оптимально подбирать сканеры к кассовому аппарату.
Такой вопрос отпадает, если купить кассовый блок со встроенным 2D-сканером. Перечисленное одинаково относится и к терминалам сбора данных (ТСД). Они удобны для оснащения складского помещения большой площади, сложной конфигурации, если оператору постоянно приходится перемещаться по его территории. Его используют как для учета поступающего и отгружаемого товара, так и для инвентаризации (сплошной, выборочной).
Принтер этикеток
Оборудование для печати маркировочных этикеток понадобится на случаи, когда осуществляется комплектация наборов, возвращают товар с нечитаемым кодом. Также оно необходимо продавцам, которые получают продукцию напрямую от импортеров, а последние лишь передают маркировку в электронном виде. При выборе важно учитывать, как совместимость с остальным оборудованием, так и производительность, иные критерии.
Например, этикетка, распечатанная на термопринтере, по истечении 2-3 месяцев «выцветает», ее становится практически нереально считать сканером или хотя бы просто прочитать. Товары легкой промышленности часто находятся больший срок, поэтому в розничный магазин лучше выбрать модель принтера с термотрансферным принципом действия. Такие этикетки служат значительно дольше, хотя разница в расходных материалах незначительная.
Также желательно сразу уточнить способ подключения (интерфейс, разъем), производительность и на какой объем печати в месяц аппарат рассчитан. Иногда критичным становится поддержка той или иной ширины печати. В модели, поддерживающие широкую ленту можно устанавливать узкую, но не наоборот.