Подробнее о нормативной базе
Основной внедрения обязательной маркировки табачной продукции стало три нормативных акта. В них подробно рассмотрен как сам факт появления новых требований к производителям, продавцам, так и методика, согласно которой все юридические лица и действуют.
Вкратце о назначении документов:
Времени на реализацию ранее произведенной продукции предоставили достаточно. Возможность продажи без учета маркировки закрепляли Постановлением Правительства РФ №1250. Как только разрешенные сроки истекли, продавцам вменили обязанность убрать с прилавков все непроданные остатки. Постановлением Правительства РФ №2273 был проведен эксперимент по маркировке еще и стиков для электронных сигарет, курительных смесей для кальяна (11.01.2021-22.02.2022 г.).
Работа системы маркировки базируется на сервисе «Честный ЗНАК», его функционал курирует оператор ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). Все движения табачной продукции фиксируются в информационной системе ИМ МОТП, которая интегрирована с «Честным ЗНАКом» и считается его неотъемлемой частью.
Внедрение маркировки табака прошла относительно безболезненно, т.к. начали работать с ней в рамках эксперимента (необязательного участия). Наиболее крупные игроки российского рынка во время его проведения успели включить расходы на закупку оборудования, модернизацию программ и адаптировать бизнес-процессы под новый формат работы.
Сроки маркировки табака
Так, розничным магазинам, оптовым компаниям, производителям с импортерами была назначена дата 01.03.2019 г., когда им было необходимо зарегистрировать предприятия в сервисе цифровой маркировки. Введение обязательства сканировать специальный штрих-код было перенесено на 01.07.2019 г. За этот период модернизировали используемые продукты все участники – продавцы, операторы ОФД, производители кассовых аппаратов.
Параллельно ввели электронных универсальные передаточные документы, в которых перечисляют коды передаваемой продукции. Их обязали оформлять юридические лица, торгующие табаком от производителя напрямую или через оптовых поставщиков. С 01.07.2020 г. магазины стали всегда сканировать код Data Matrix, УПД начали передаваться даже в розницу. Там маркеры списываются в связи с реализацией товара.
Сроки маркировки табака, реализуемого через интернет-магазины
Отдельно прорабатывают правила реализации табака и «альтернативы» табачным товарам через интернет. С 11.01.2021 г. был запущен эксперимент по маркировке стикеров и курительных смесей без никотина. С 28.01.2021 г. полностью запретили их торговлю без специальных штрих-кодов (ранее ограничения касались исключительно реализации сигарет).
Попутно запретили прямо рекламировать табачную продукцию. Теперь разрешено информировать потенциальных покупателей о товаре. Например, публиковать посты в социальных сетях, статьи с описанием продукции. Но навязывать конкретные товары нельзя.
Кодирование маркировки табака
Маркируют табачную продукцию при помощи цифрового кода типа Data Matrix. Его выдает сервис «Честный ЗНАК» в электронном виде. Производитель распечатывает штрих-код на пачках сигарет и блоках, транспортной упаковке (коробах, контейнерах). И вносит использованные в электронную базу, чем запускает движение товара к конечному потребителю. Каждый код уникален, его нельзя использовать дважды. Такой подход позволяет достоверно отслеживать любые перемещения.
Никаких ограничений по объему тары для маркировки не предусмотрено. В маркировку включают:
- Информация о товаре, полная история перемещений по информационной системе.
- Идентификатор, указывающий какую позицию занимает продукция в едином каталоге.
- Код проверки маркировки, защищенный криптографическим алгоритмом. Его генерирует сервис «Честный ЗНАК».
Подробнее о содержании кода Data Matrix, используемого при маркировке табачной продукции, в «Методических рекомендациях для проведения эксперимента…». Его утверждал Минпромторг, поэтому можно отталкиваться от него как от официального документа. В нем имеются требования к оборудованию для нанесения и сканирования кодов, информация по настройке программного обеспечения, используемого в работе с маркировкой.