Цели внедрения 1С
Одним из ключевых этапов внедрения является постановка целей, и я бы даже сказал, что это наиважнейший этап. Ведь понятно, что если двигаться бесцельно, то нельзя ожидать достижения значимых результатов. Основная задача заказчика – четко определить, что он желает достичь в результате внедрения. Следовательно, как сформулировать состоятельную цель для проекта внедрения?
Ваши стремления следует располагать за пределами программы 1С. Когда приходите к заказчику, часто слышите высказывания вроде: "Хочу, чтобы всё работало", "Чтобы не было замедлений", "Желательно иметь множество аналитических возможностей", "Сформировать пакет документов по нажатию всего одной кнопки" и так далее. Однако это не является настоящими целями, а скорее "пожеланиями". Подчеркну, истинная цель внедрения лежит в бизнесе, вне границ программы 1С.
Давайте рассмотрим пример основной цели одного из внедрений – «Повышение пропускной способности в отделе продаж». Но стоит уточнить, что данная цель должна быть достигнута без увеличения численности сотрудников в отделе продаж. Задача заключается в том, что в отделе продаж имеется значительное количество звонков от клиентов, и отдел не способен справиться с нагрузкой. Это весьма подходящая цель, которая может быть реализована с помощью автоматизации. Для решения данной задачи требуется комплекс мер, включая внедрение оперативного информирования отдела продаж, обеспечение работы производства в режиме онлайн и так далее. Кроме того, можно добавить вариант личного кабинета в интернете для постоянных клиентов.
Как это было ранее - клиент обращается в отдел продаж с вопросом: "Как обстоит дело с моим заказом под номером 100?" Затем менеджер обращается в производство и уточняет: "Какова текущая ситуация с заказом №100?" Получив ответ, менеджер обратно связывается с клиентом, делясь результатами беседы с цехом. Это требовало значительных временных затрат.
Как сейчас происходит: клиент звонит и сообщает номер своего заказа, менеджер вводит этот номер в программу и получает всю необходимую информацию о данном заказе. Менеджер может даже, не завершая разговор, предоставить клиенту актуальные данные. Если требуется, можно внести корректировки в дату производства и тут же получить от программы обратную связь о возможности таких изменений. Имея доступ к такой информации в режиме онлайн, можно настроить личный кабинет для клиентов, что позволит получать информацию, минуя необходимость обращения к менеджерам по продажам.
Целесообразно установить измеримые параметры для хорошей цели. Идеальная задача – это та, которую можно измерить как до внедрения, так и после него. Возвращаясь к примеру, мы можем измерить количество входящих звонков и среднюю продолжительность одного звонка. После внедрения мы видим, что количество звонков за рабочий день возрастает, а продолжительность звонка, наоборот, сокращается. Если к этому добавить количество посещений личного интернет-кабинета с нулевой продолжительностью звонка, так как менеджеру не требуется времени на разъяснения, то получаем улучшение пропускной способности отдела продаж на значительный процент.
Цель, которая хороша, а скорее даже необходима, должна быть оценена в денежных единицах. Например, можно провести оценку стоимости внедрения дополнительного рабочего места в организации. Это включает в себя: приобретение телефона, компьютера, мебели, месячную зарплату нового сотрудника, налоговые отчисления, расширение офисных помещений и так далее. С другой стороны, стоимость внедрения программы 1С тоже требует учёта. Также полезно оценить, сколько клиентов может обслуживать один менеджер до и после внедрения автоматизации. Проект по автоматизации бизнес-процессов следует рассматривать с точки зрения его прибыльности, а не затратности. Следовательно, следует ставить перед собой цели, направленные на экономию: на сокращении затрат на заработную плату, аренду помещений, на оптимизации закупок и других областях, что в свою очередь способствует привлечению новых клиентов и снижению себестоимости товаров, а также увеличению оборачиваемости капитала.
Ваши цели должны давать ответы на ключевые вопросы: каким образом это способствует повышению прибыли компании, как это помогает сократить издержки организации или предотвратить будущие дополнительные расходы, а также как это содействует увеличению эффективности управления предприятием.
Примеры поставленных целей:
Предотвращение осуществления экономически неэффективных закупок (избегая слишком маленьких заказов, которые не позволяют получить скидки, и избегая слишком больших заказов, чтобы не перегружать склад и не переплачивать за хранение).
Оптимизация использования материалов в процессе производства с целью снижения объемов возвратных отходов.
Обеспечение контроля над качеством продукции (мониторинг производственных процессов, тщательный контроль затрат труда и материалов, а также проверка выходной продукции).
Организация сбора и комплектации заказов, а также эффективное управление запасами с автоматической резервацией при получении срочных заказов.
Сформулировать цель для конкретного автоматизационного проекта на самом деле является сложной задачей, требующей времени и внимания. Поэтому перед началом сотрудничества с командой по внедрению не требуется абсолютно точно знать цели – достаточно обладать общей концепцией того, какие процессы вы хотите автоматизировать. Руководитель проекта автоматизации будет помогать вам формулировать окончательные цели и разработает план действий для их достижения. Тем не менее, идеи и цели должны исходить от вас, как заказчика, поскольку никто лучше вас не знает особенности вашего бизнеса и внутренние процессы компании. Руководитель проекта по внедрению придает форму вашим идеям, опираясь на свой богатый опыт работы на других предприятиях.