Порядок маркировки обуви
Предприятие, выпускающее обувь, маркирует весь товар, поступающий на реализацию и даже тот, который запланировано использовать для собственных потребностей. Изначально на специалистах производителя занесение в электронную базу наименования бренда, артикул товара, наклеивание на отдельные коробки (общую тару). При передаче любой партии дистрибьютору (оптовику) она автоматически вводится в оборот вплоть до списания.
Если речь идет об импортере, его задачей также является маркировка всей продукции, ввозимой на территорию страны. Здесь два варианта – сделать это самостоятельно или передать необходимые коды оптовикам (дистрибьюторам), чтобы те все сделали за них. Для этого передают этикетки с Data Matrix производителю или на склад, через который налажена логистика. Важно учитывать, что маркировка должна быть завершена до начала таможенных процедур.
В розницу товар поступает готовый к реализации, т.е. полностью маркированный. Передача между контрагентами осуществляется через электронные универсальные передаточные документы УПД, в которые вносят весь перечень кодов, который включен в конкретную партию. То же происходит и при работе оптовиков, иногда товар проходит через целую цепочку посредников пока попадет на витрину для продажи конечному потребителю.
Несмотря на обязанность, в первую очередь, производителей и импортеров маркировать товары, на розничных продавцов она также распространяется. Например, обязаны наклеивать новую этикетку в случае возврата обуви с нечитаемым или отсутствующим кодом. Если его не нанести заново, то продавать такую продукцию нельзя. То же относится ко всем товарным остаткам, которые по каким-либо причинам остались без маркировки (их только утилизировать).
При приемке партии товара сотрудник магазин подписывает УПД (электронным способом). Это приводит к смене владельца в базе сервиса маркировки. Компания берет на себя ответственность за дальнейшее движение – передачу другим контрагентам или полное списание кодов из системы. В случае работы согласно действующему законодательству РФ продавцы не могут принять «левые» партии, т.к. маркировку благодаря криптографической защите нельзя подделать.
Если этикетка с кодом Data Matrix утрачена или испорчена (промокла, выцвела и т.д.), продукцию обязательно маркируют заново. Для этого участник товарооборота, который является владельцем конкретного товара, самостоятельно заказывает и распечатывает коды, клеит их на товары. Такая обязанность лежит на всех, от производителя до розничного продавца. Этикетки часто формируют в учетной программе, где осуществляется приемка, отгрузка товаров.
При необходимости заказывают настройку шаблона, наиболее подходящего для ситуации, если в ПО еще нет нужного формата. Разработчик поддерживает подобные запросы и выполняет задачи в рабочем порядке, по мере поступления заявок (в соответствии с договором на обслуживание). Через ту же программу в случае правильной настройки можно заказывать коды, выводить из оборота все реализованные или списанные.
Штрафы за нарушение требований маркировки обуви
Наказывают практически за все ошибки-нарушения, связанные с маркировкой товаров. Например, если на коробке или изделии нет соответствующего кода, маркировка выполнена неправильно или сведения на этикетке не соответствуют документам УПД. То же относится к ситуациям, когда при возврате магазин проигнорировал необходимость повторной маркировки, неправильно оформил сам возврат маркированной продукции.
Максимальные штрафы распространяются на юридические лица. Так, производители рискуют суммами до 100 тыс. рублей, продавцы – до 300 тыс. рублей. Если надзорные органы обнаружили особо крупную партию, на сумму свыше 1,5 млн рублей, штраф возрастет до 500 тыс. рублей. Плюс появляются риски привлечения к уголовной ответственности, включая реальные сроки или крупные штрафы в пользу государства.
Проблемы возникают и из-за не обновленной прошивки кассового аппарата. В чеке обязательным стал новый реквизит «код товара». Если его не печатать, даже при нормальной отчетности перед всеми необходимыми сервисами, юр. лицо или ИП оштрафуют от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Санкции в отношении должностных лиц скромнее – всего 1,5-3 тыс. рублей.