Что будет с системой ЕГАИС
Пока пивной рынок работает под контролем ЕГАИС, единой государственной автоматизированной информационной системы. Крепкие алкогольные напитки учитывают с момента поступления до их реализации конечному потребителю. С пивом и слабоалкогольными напитками ситуация проще, поступление продукции, как и ее списание допускается даже в ручном режиме (чаще применяют программное обеспечение).
С момента завершения эксперимента по маркировке пивной рынок становится подконтрольным государству, как и остальной алкоголь. Все, что требуется от участников, это единожды внедрить техническое оснащение, поддерживающее работу с марками нового типа. И оплачивать по 50 коп. за каждый маркировочный код. Цена регламентирована Постановлением Правительства РФ №577 от 08.05.2019 г.
Но интересует владельцев магазинов несколько иное – как будет вестись учет пива, ведь сейчас они работают с системой ЕГАИС. Не усложнит ли внедрение маркировки работу кассиров, что приведет к увеличению количества «механических ошибок». Ответ готов: запланирована полная интеграция сервисов ЕГАИС и «Честный ЗНАК». На кассе будет достаточно отсканировать маркировочный код и информация автоматически будет передана в обе системы.
Несмотря на высокую эффективность ЕГАИС в отношении пива и слабоалкогольных напитков внедрение дополнительной маркировки необходимо. Потому что помарочный учет ведется только по крепкому алкоголю, а государству нужен полный контроль над всем оборотом напитков. После перехода на новый формат учета товарооборота в надзорных органах будет информация по любой выпущенной бутылке, банке или кеге.
Техническое оснащение для маркировки пива
Подготовиться к внедрению системы придется всем участникам пивного рынка – производителям, импортерам, дистрибьюторам, розничным сетям, даже небольшим магазинам. Перечень изменений для каждого свой. Так, на стадии производства понадобится более длинный перечень технических средств. Например, для печати этикеток, наносимых затем на упаковку. Оптовикам и розничным продавцам достаточно поддержки считывания маркировки.
Обязательна для всех регистрация в системе «Честный ЗНАК», заполнение личного кабинета, где предстоит заказывать марки, отчитываться о вводе в оборот, ручном списании товара и т.д. Многие предприятия независимо от размера стараются интегрировать сервис со своим товароучетным или складским ПО. Такой подход заметно упрощает работу маркировкой, ускоряет обработку движения продукции, снижает риски ошибок при учете.
Также понадобится подключение к системе ЭДО, электронному документообороту. Потому что УПД формируются и передаются только в цифровом виде. Бумажных документов не предусмотрено и это требует интеграции софта еще и с ЭДО. Регистрация осуществляется на момент подключения к системе маркировки. Подписывать бумаги в этом случае придется усиленной квалифицированной цифровой подписью. Ее также получают при подключении к системе маркировки.
Из оборудования понадобится:
- Сканер 2D-штрихкодов, поддерживающий считывание формата Data Matrix. Проводной или беспроводной, на выбор владельца компании. Прибор нужен для переноса маркировочного кода в компьютер;
- Терминал сбора данных. Прибор, аналогичный сканеру, но имеющий встроенную память, небольшой экран, аккумулятор для автономной работы. Он подходит для работы в больших складах, для инвентаризации, приемки товара без возможности доступа к компьютеру;
- Принтер этикеток. Специализированное устройство, используемое для печати клеящихся этикеток. Размер и формат – на выбор пользователя, маркировку допустимо совмещать со стандартной информацией о товаре.
Принтер лучше брать термотрансферный, он дает более долговечную картинку. Также необходимо обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы та стала совместимой с последним форматом маркировки. Если обновления на нее нет, придется заменить аппарат на новый.